Переименование
Местоположение
Выход в город
Описание
Проблемы водоотведения
Переименование

Изначально станция и главная площадь города, рядом с которой она расположена, носили имя В. И. Ленина. В 1992 году, менее чем через год после референдума о выходе Армении из состава СССР и установлении независимой государственности, площадь и станция метро были переименованы в честь Республики Армения.

Местоположение

Станция расположена в самом центре Еревана, в сложном архитектурно-топографическом узле. В непосредственной близости, помимо упомянутой Площади Республики, расположены Национальный исторический музей, Правительство (на башне здания которого находятся главные часы страны с колоколами), центральное здание Почты, гостиница «Marriott Armenia», Министерство иностранных дел и энергетики, Дом Правительства, здание Совета профсоюзов, рынок «Вернисаж» и сквер Шаумяна, в центральной аллее которого расположены 2750 фонтанчиков (в честь 2750-летия Эребуни-Еревана).

Выход в город

Фактически станция имеет один выход в рекреационный подземный дворик, из которого сооружены три подъема: два — к улице Налбандяна, один — к улице Арама.

Описание

Вход на станцию начинается с вымощенной красным вулканическим туфом «крыши подземного дворика», чуть выступающей над уровнем проезжей части, в центре которой расположено отверстие диаметром 30 метров, выполненное в форме восьмилепестковой розетки. Три лестницы спускаются с улицы в подземный дворик. «Глубина» дворика относительно крыши — 4,2 метра, размер — 60×60 метров. В центре расположена каменная чаша, по форме повторяющая отверстие в крыше. Из центра чаши бьет мощный, видимый даже с проезжей части фонтан.

Во дворике расположен вход в отделанный туфовыми блоками вестибюль станции. В вестибюле справа и слева расположены входы в служебные помещения и в машинный зал, наверху установлена массивная квадратная люстра, состоящая из множества стеклянных цилиндрических абажуров. Станция оборудована тремя эскалаторами серии ЭТ-4. Эскалаторный наклон освещается светильниками, выполненными в форме увенчанных лампами пар металлических цилиндров.

Станция пилонная, глубокого заложения, без путевого развития. Архитектурное решение станции — аркада облицованных белым мрамором «многослойных» арок, разделяющих основной зал и перронны. Путевые стены отделаны бежевым мрамором, пол станции — темно-красным гранитом. Освещение основного зала реализовано оригинальными люстрами из «связок никелированных трубок» разной длины, оканчивающихся лампочками; перронов — утопленными в ниши пилонов люминесцентными лампами.

Глухой торец основного зала полностью закрыт зеркалами, за счет чего длина зала визуально удваивается. Любопытный факт: зеркала являлись временным решением, так как вскоре после открытия станции глухой торец должна была увенчать гранитная плита со стихами Егише Чаренца, прославляющими В. И. Ленина, однако до этого не дошло.

Проблемы водоотведения

Строение продольного профиля метрополитена таково, что уровень станций «Площадь Республики» и «Зоравар Андраник» находится ниже прилегающих перегонов, что чревато затоплением путей даже при кратковременной остановке дренажных насосов.

Во время энергетического кризиса (первые годы независимости Армении) из-за систематических перебоев в подаче электроэнергии подплатформенные помещения регулярно затапливались, поэтому были перенесены на уровень платформы.

В 1990 году, после нескольких не увенчавшихся успехом попыток гидроизолировать тоннели, было решено построить дренажный тоннель, отводящий воду в реку «Раздан». Сначала — от станции «Зоравар Андраник», с последующим продлением до «Площади Республики» во второй очереди строительства. В 1998 году строительство участка до станции «Зоравар Андраник» было завершено, однако из-за прекращения финансирования начать вторую очередь строительства не удалось.

Недавно при поддержке Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка и Инвестиционного фонда соседства (ИФС) было принято решение о продолжении строительства второй очереди дренажного тоннеля.

Цитаты

Путеводитель «Ереванский метрополитен». Арутюнян А. Н., 1989
Брошюра «Ереванский метрополитен». Шкулев А. П., 1983
Путеводитель «Ереванский метрополитен». Арутюнян А. Н., 1989

Станционный зал привлекает своей строгой красотой, сдержанностью в решении проблемы внешнего и внутреннего пространства, обилием света, оригинальными архитектурными композициями. К станции примыкает куполообразное сооружение с арками и сводами, построенное из туфа. В центре бьет неудержимо стремящийся вверх через круглое отверстие в потолке мощный фонтан. Даже в самые жаркие ереванские месяцы, когда даже в тени дышится с трудом, здесь всегда прохладно, как на берегу горной реки. В части окружности сооружения, под уютными сводами создан приятный уголок для отдыха, где можно отведать мороженое, различные сладости, напитки, насладиться чашечкой ароматного кофе по-восточному. Другая сторона окружности отдана под подземные переходы, которые выведут вас к улицам Налбандяна, Главному проспекту и площади им. Ленина.

При выходе из станции вам, несомненно, бросится в глаза огромная многотонная, четырехгранная базальтовая глыба. Клинописные надписи на ней сообщают — Ереван основал царь Аргишти в 782 г. до н. э. Этот каменный паспорт Еревана — непререкаемый свидетель его рождения.

В радиусе нескольких десятков метров от станции метрополитена расположены гостиницы «Эребуни», «Армения», «Севан», «Ширак», а чуть повыше, по улице Абовяна, рядом с кинотеатром «Москва» и Домом художника — гостиница «Ереван».

Здесь же, рядом со станцией метрополитена расположены Центральный универмаг «Детский мир», другие специализированные магазины, торгующие одеждой, обувью, спортивными товарами. Здесь также можно передохнуть и перекусить в диетических столовых, кафе, чайных, приобрести на память сувениры, различные поделки.

Брошюра «Ереванский метрополитен». Шкулев А. П., 1983

Станция «Площадь Ленина» расположена в очень сложном и ответственном архитектурном узле — на пересечении Главного проспекта города и улицы Налбандяна, рядом с новым административным зданием.

Ансамбль площади Ленина настолько совершенен, что здесь было решено не возводить наземного вестибюля станции метрополитена. В связи с этим было отдано предпочтение подземному варианту.

Вход на станцию «Площадь Ленина» начинается с небольшой площадки. Ее верхняя отметка находится несколько выше Главного проспекта. Площадка вымощена красным туфом. В дальнейшем здесь будут установлены скульптуры, цветочницы, каменные скамейки. В красном туфе выполнена восьмилепестковая розетка диаметром 30 метров.

С площадки три широкие лестницы ведут в открытый внутренний дворик, который на 4,2 метра ниже плоскости входной площадки и имеет размеры 60×60 метров. Это зона отдыха. Здесь будут установлены киоски для продажи сувениров, цветов и газет, разместится кафе. В центре дворика под туфовой розеткой расположен бассейн с фонтаном, имеющий аналогичный с розеткой рисунок.

Из внутреннего дворика пассажиры входят в вестибюль подземной станции. Ее стены сложены из туфовых блоков. В вестибюле размещены монеторазменные автоматы и турникеты.

Из вестибюля эскалаторы спускают пассажира на трехнефную платформу к поездам метрополитена. Платформа решена в виде аркады колонн, облицованных белым мрамором с нежным сероватым оттенком. Под сводами зала подвешены красивые никелированные трубчатые люстры. Пол покрыт полированным красным гранитом.

Торцевая стена временно закрыта зеркальными стеклами, создающими иллюзию уходящего вдаль величественного станционного зала. В дальнейшем торец станции будет покрыт красным гранитом с высеченными на нем стихами Егише Чаренца о Ленине.

1981 — 1990 годы

1991 год — наши дни

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *