Переименование
Местоположение
Выход в город
Описание
Проблемы водоотведения
Переименование

На момент открытия станция и примыкающий к ней проспект назывались «Октемберян» («Октябрьская»), однако в 1991 году, вскоре после обретения Арменией независимости, станция была переименована в честь Полководца Андраника (Зоравар Андраник), а проспект — в честь Тиграна II Великого (Тигран Мец).

Андраник Торосович Озанян — один из лидеров армянского национально-освободительного движения конца XIX — начала XX веков, национальный герой армянского народа. Также известен как Полководец Андраник (арм. Зоравар Андраник), Генерал Андраник (в Российской империи) и Андраник-паша (в Османской империи). 23 января 1918 года получил звание генерал-майора Русской армии.

Тигран II Великий — царь Великой Армении, крупный полководец и завоеватель эпохи Эллинизма, правивший в 95 — 55 гг. до н. э.

Местоположение

Станция расположена на стыке трех районов города, в центре треугольника, составленного тремя насыщенными транспортом улицами и занимает важное место в разгрузке пассажиропотока.

Вблизи станции расположены электроаппаратный завод, обувная фабрика, ювелирный завод и холодильный комбинат, а также цирк, кинотеатр «Россия» (в здании которого сейчас действует крытый рынок), театр имени Сундукяна, педагогический университет, крупнейший полиграфический комплекс Еревана, церковь Святого Григория Просветителя, кольцевой бульвар.

Выход в город

Станция запроектирована с двумя выходами на поверхность.

Первый из них, — главный — построен у кинотеатра «Россия» на стыке проспекта Агатангехоса и Тиграна Меца. Посредством подземного пешеходного перехода, проложенного под проспектом Тиграна Меца, выход соединяется с кольцевым бульваром Еревана.

Второй, — незавершенный — выход с 280-метровым пешеходным переходом запроектирован на перекрестке проспекта Аршакуняц, Григория Просветителя и Агатангехоса. Он должен был соединяться со станцией посредством движущегося тротуара. В конце этого подземного перехода должен был расположиться подземный вестибюль, ведущий в подземный зал станции.

Описание

Станция «Зоравар Андраник» не входила в пусковой участок строившегося метро (по проекту подземного скоростного трамвая), так как примерно на её месте должен был быть портал тоннеля. После переформатирования проекта в метрополитен в 1977 г. портал перемещался к югу, на его современное место и в проект была включена станция «Октемберян», которую, впрочем, к моменту пуска линии весной 1981 г. построить не успели из-за тяжелых гидрогеологических условий. Строители перебрали часть перегонных тоннелей в станционные, после чего об этой станции на несколько лет забыли — требовалось срочно строить не входивший в первоочередной проект скоростного трамвая южный участок линии с депо. К станции «Октемберян» вернулись только в середине 80-х годов. Станцию пришлось сооружать на действующем перегоне, без прекращения движения поездов (как «Горьковскую» в Москве).

Чтобы не нарушать сложившийся архитектурный облик и лучше связать вестибюль с существующими и намечаемыми подземными переходами, вестибюль станции запроектирован подземным, а кровля служит рекреационной площадью в системе окружающей территории. Вестибюль двухэтажный, квадратной формы. На отметке пола и на нижнем этаже размещены подсобные и хозяйственные помещения. Входы на нижний этаж расположены по бокам вестибюля. Вход в кассовое помещение и комнату милиции расположен справа. Стены вестибюля облицованы травертином, а пол — красноватым гранитом.

В центре зала расположен вход на эскалаторный наклон. Станция имеет 3 эскалатора ЭТ-3. Эскалаторный наклон изначально освещался расположенными на балюстрадах светильниками. В 2011 году, после капитального ремонта, светильники переместили на стены.

Станция пилонная, глубокого заложения, без путевого развития. Из-за сложных геологических условий и строительства в условиях действующего метрополитена пропорции станции получились тяжёлыми, поэтому от каменной облицовки пилонов было решено отказаться, и облицевать только проемы и их обрамления в виде квадратов с вписанными в них подковообразными арками. Остальные плоскости пилонов закрыты асбоцементными зонтами того же радиуса, что и свод, оштукатурены и окрашены в белый цвет. Платформа станции покрыта красноватым гранитом. Арки соединены между собой по всей длиннее станции поясом, который возвышается над уровнем платформы на 50 см. Арки, пояс и пол облицованы красным гранитом, что придает станции монументальный вид. Путевые стены облицованы белым мрамором. Из-за постоянно прибывающих грунтовых вод облицовка стен закреплена на металлическом каркасе, а не раствором на стенах. Подплатформенное пространство не используется из-за тех же грунтовых вод.

Проблемы водоотведения

Самой водоносной частью Ереванского метро является отрезок от станции «Зоравар Андраник» до «Площади Республики», поэтому через обделку тоннеля постоянно поступает вода в объеме примерно 1000 кубических метров в час. Из-за опасности затопления на станции оборудованы три насосные станции, которые выкачивают воду из тоннелей и грунтов на поверхность, обеспечивая нормальное движение поездов.

В 1990 году, после нескольких не увенчавшихся успехом попыток гидроизолировать тоннели, было решено построить дренажный тоннель, отводящий воду в реку «Раздан». Сначала — от станции «Зоравар Андраник», с последующим продлением до «Площади Республики» во второй очереди строительства. В 1998 году строительство участка до станции «Зоравар Андраник» было завершено, однако из-за прекращения финансирования начать вторую очередь строительства не удалось.

Недавно при поддержке Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка и Инвестиционного фонда соседства (ИФС) было принято решение о продолжении строительства второй очереди дренажного тоннеля.

Цитаты

Путеводитель «Ереванский метрополитен». Арутюнян А. Н., 1989
Брошюра «Ереванский метрополитен». Шкулев А. П., 1983
Путеводитель «Ереванский метрополитен». Арутюнян А. Н., 1989

Это самая молодая станция. Строилась, когда уже действовала основная линия метрополитена. Она открыла свои двери перед пассажирами совсем недавно — в 1987 году.

Станция расположена в густо заселенном районе Еревана, где бурлит, кипит городская жизнь. Рядом со станцией возвышается здание самого большого в столице кинотеатра «Россия», на первом этаже которого действует чайная «Русь».

На первом этаже жилого дома, расположенного напротив кинотеатра, действуют железнодорожные кассы и кассы Аэрофлота предварительной продажи и заказов билетов, а по другую сторону от кинотеатра, на бульваре, стоит памятник бескорыстному другу армянского народа А. С. Грибоедову, чья пьеса «Горе от ума» впервые была поставлена в Ереване в 1828 году. Великий писатель устремил проницательный взгляд вдаль, и кажется, что он размышляет о прошлом, настоящем и будущем армянского народа. Недалеко отсюда стоит еще один отлитый из бронзы памятник, воздвигнутый в честь предводителя освободительного движения армян в V веке Вардана Мамиконяна. От станции «Октемберян» вы можете также легко пройти к всегда изобильному колхозному рынку № 1.

На расстоянии нескольких десятков метров от станции «Октемберян» находятся Издательство ЦК КП Армении, Госцирк, исполком Ергорсовета, магазины готовой одежды, обуви, сувениров, магазин «Оптика», ГУМ, Ордена Трудового Красного Знамени государственный академический театр им. Г. Сундукяна, Дом актера, книжные магазины. Здесь расположены также многочисленные столовые, закусочные, кафе и различные очаги культуры.

Брошюра «Ереванский метрополитен». Шкулев А. П., 1983

Станция «Октемберян» расположена на стыке Ленинского, Орджоникидзевского и Спандарянского районов города, представляет собой центр треугольника, составленного тремя улицами, насыщенными транспортом. С целью их разгрузки станция «Октемберян» запроектирована с тремя выходами на дневную поверхность.

Первый из них — главный, строится в сквере напротив кинотеатра «Россия». Посредством подземного пешеходного перехода, проложенного под проспектом Октемберян, выход соединяется с кольцевым бульваром Еревана. Второй выход с длинным пешеходным переходом запроектирован па перекрестке пpocпекта Орджоникидзе, улиц Красноармейской и 26 комиссаров. Третий — на стыке проспекта Октемберян и улицы Маркса.

Последние два выхода соединяются друг с другом и станут сообщаться посредством движущегося тротуара, который явится технической новинкой для ереванцев. В центра этого подземного перехода длиною 280 метров расположится подземный вестибюль, ведущий в подземный зал станции, представляющий собой трехнефную колоннаду.

На стенах главного входа будет помещено мозаичное панно на темы поэмы Егише Чаренца «Неистовые толпы».

Платформы станции отделаны памбакским гранитом, колонны и стены облицованы белыми мраморными плитами в сочетании с бронзовыми поясами, а вестибюль будет одет в красноватый иджеванский конгломерат.

2000 год — наши дни

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *